Принцип, Закон, Формула и Трипитака

Три условия истинной практики

Истинная духовная практика должна удовлетворять трем условиям. В частности, учение, использующее слово “буддизм” в своем названии, должно соответствовать этим трем условиям. Какие это условия? Первое - это Принцип, второе - Закон, третье - Формула. Что такое Принцип? Это тот научный анализ, который осуществляется, когда люди избегают трех скверных миров и достигают Мира Людей, Асуров, Небес, Святых Небес, Небес Света и Звука, Небес Красоты, Высшего Неба Мира Форм, а затем входят в состояние Пустоты и в конце концов достигают Маха Нирваны.
Что такое Закон? Закон - это Дамма, или учение, которое объясняет вам, что делать не следует, что вы должны делать, и что есть что, и особенно важно, чтобы это объяснялось посредством логического анализа.
Что такое Формула? Формула - это обет, то, что изменяет или очищает душу. Например, чтобы стать Бодисаттвой Махаяны, мы повторяем: “Хо, души живых существ, поднимаясь и погружаясь в океане Сансары, охвачены всевозможными иллюзиями, что подобны отражению на глади озера... Да пребудут они в абсолютном счастье и безграничной свободе в царстве Махаяны! Обращая душу в Четыре Великих Неизмеримых Состояния, я приношу Обет Махаяне!”, - или: “Я делаю мои страдания моей радостью, я делаю страдания других моими страданиями”, - или: “АУМ Аа Хум Ваджра Нама Шива Я...”
Учение может быть названо истинным учением или учением буддизма, только когда оно удовлетворяет этим трем условиям.
Существуют также другие три условия. Это так называемая Трипитака, которую составляют Абидамма, Сутра и Виная.
Абидамма означает то же, что и Принцип. Например, она логически объясняет, что такое Состояние Бесконечного Пространства, или что такое Состояние Бесконечного Различения, или же что такое Состояние Все-Огня и Все-Воды.
Сутра - это общее учение. Она, например, отвечает на вопросы: что такое жертвование, какие виды жертвования существуют, что делает людей счастливыми или несчастными и т. д. Как я уже сказал, в основе Сутры должны лежать рациональный анализ и логика.
Виная - это заповеди. Практикующих мирян в АУМ мы учим десяти буддийским Заповедям, но на самом деле существует несколько сотен Заповедей.
Только когда присутствуют эти три вещи - Абидамма, Сутра и Виная - учение может считаться совершенным. Если хотя бы одного из трех недостает, такое учение считать учением в истинном смысле нельзя.

Первоначальный буддизм был совершенен

Я объясню причину этого. Возьмем, к примеру, сутры - буддийские писания. Если в них не зафиксированы определенные этапы изменений, которые происходят с человеком в процессе духовной практики, то невозможно будет понять, в какую сторону мы изменяемся - в лучшую или, наоборот, в худшую сторону.
В Японии известны “Лотосовая Сутра” (“Саддармапундарика- сутра”), “Юйма Сутра” (“Вималакиртинирдеса”) и “Тройная Сутра Чистой Земли” Будды Амитабы. Все они принадлежат к категории “сутр”, но они не являются совершенными. Если бы “Лотосовая Сутра” содержала Винаю и Абидамму, то есть, Формулу и Принцип, то ее можно было бы считать совершенным писанием. В буддизме Махаяны в Японии преобладают сутры. Предположим, что вы слушаете эти сутры или учение в среднем по пять или десять минут в сутки и вы удовлетворены этим. А оставшиеся двадцать три часа пятьдесят - пятьдесят пять минут вы совершаете плохие поступки тела, речи и ума. В этом случае вы естественно встаете на путь, ведущий к трем скверным мирам.
Короче говоря, Абидамма или Принцип являются проверяющей функцией, то есть позволяют проверить, действительно ли наша духовная практика ведет нас к состоянию богов или Будды. Виная или заповеди - то, что не дает нам сойти с верного пути. Формула - это корабль, транспортное средство, позволяющее нам превзойти нынешнее состояние человеческих существ и достичь Маха Нирваны. В наши дни Формулу лучше, наверное, было бы сравнить с истребителем или ракетой.
Я хочу сказать, что в первоначальном буддизме существовало совершенно цельное учение. Я могу так сказать, потому что оно содержало в себе необходимые Абидамму, Сутры, Виная (заповеди).
В поэтических произведениях лучших учеников Будды Сакьямуни - Уппалаванны, Ясодары, Кхемы и других, непременно присутствуют три аспекта учения - Принципы, Закон и Формулы.

От вхождения в Поток Истины к Маха Нирване.

Сейчас поговорим о тех, кто присутствует на сегодняшней лекции. Конечно, у вас есть Принцип, Закон и Формула, или три системы практики: Абидамма, Сутра и Виная. Это означает, что хотя вы и не монахи, у вас есть возможность для вхождения в поток Истины, следования по пути Пробуждения к Истине и достижения Маха Нирваны.
Позвольте мне привести пример. В АУМ есть учение, называемое Махамудра. Это учение относится скорее к Абидамме, нежели к Сутре, поскольку оно объясняет, что при таких-то условиях произойдет такое-то явление, это явление изменит душу таким-то образом. Например, обретя состояние, когда сольются воедино Форма и Пустота, человек считается достигшим Махамудры. Такова Абидамма.
Однако, некоторые аспекты учения, содержащиеся в “Сотапатти- саньютта” (“Сутра, повествующая о вхождении в Поток Истины”) или “Сачча-саньютта” (“Сутра об Абсолютной Истине”), которые взяты из южного буддизма, относятся к категории Сутр в то время как “Сутра десяти заповедей”, о которой я упоминал ранее, относится к Винае. Она редко встречается в писаниях, но мы собираемся постепенно познакомить вас с ней.
Как же лучше всего использовать эти три условия практики? В первую очередь то, что разрешает сомнения людей - это Сутры, или Закон. То, чем вы должны ежедневно заниматься, - это Формула, или обеты. К этому относятся добродетельные поступки, правильные слова и мысли.
То, с чем вы можете свериться, правильно ли вы идете и каких результатов в духовной практике вы добились, - это Принцип, или Абидамма. Например, сравнивая опыт Маха Кхема-Сэйтайши, опыт Маха Майа-Сэйгоши (сейчас Ясодара-Сэйтайши), Пунна Мантанипутта-Сэйгоши и других со своим, вы можете легко понять, какого уровня вы достигли, поскольку процесс духовного роста и созревания души в АУМ Синрикё очень понятен. Этот процесс принадлежит Абидамме.
Однако, опыта все еще недостаточно, потому что прошло только шесть лет с тех пор, как АУМ начала свою деятельностью как религиозная организация. Что касается этой темы, то Абидамма очень подробно рассмотрена в “Драгоценной Сутре Южного Буддизма”, и чуть попозже я планирую подробней вам об этом рассказать.

Очищение души - развитие интеллекта

Я часто слышу, что учение АУМ трудно понять. Но это естественно. Потому что мы предлагаем путь, позволяющий порвать с Мирами Ада, Голодных Духов и Животных, пройти через Мир Людей, Асуров и Небес, войти в Мир Форм, затем достичь Мира Без Форм и, наконец, Маха Нирваны. Чтобы следовать этому пути, сохранять свое состояние, мы должны обрести высший интеллект, который в десятки и сотни раз превосходит человеческий, к тому же, поскольку это учение миров, расположенных выше человеческого мира, оно сложно с точки зрения логики. Более того, поскольку это учение высоких миров, то, естественно, содержание доктрины тоже достаточно сложное.
Часто в газетах меня обвиняют в непоследовательности, говоря, что АУМ - это учение, которое, с одной стороны, отрицает мирские ценности, а с другой - использует элиту. Но дело обстоит не совсем так. Мои ученики, которые были со мной и в прошлых жизнях, смогли переродиться здесь, многого добиться в этой жизни и стать элитой только благодаря тем Заслугам, которые они заработали в своих прошлых жизнях. Они добились того, чтобы стать элитой. Пожалуй, можно сказать, что пока человек не сможет без особого труда овладеть современной наукой или другими областями знаний, он не сможет достичь Окончательного Освобождения.
Но вы не должны приходить в уныние, говоря: “Я не такой умный, значит, у меня не получится”. Я и сам был не так уж умен, но с помощью Формулы, о которой я говорил, обетов, мантр и упорной духовной практики я устранил сбивчивые мысли и еще более очистил свою душу. Можно сказать, что я человек, развивший свой интеллект.
Ну, и в завершение позвольте добавить, что этот курс создан на основе трех “ян”: Хинаяны, Махаяны и Тантра-Ваджраяны.

Два вида пожертвований

Жертвовать можно разным людям. В зависимости от объекта, пожертвования можно подразделить на две категории. Первый тип - это жертвование людям, которые имеют неправильные взгляды, неправильную речь, ведут неправильную жизнь, следуют неправильной духовной практике, занимаются неправильной фиксацией памяти и входят в неправильное Самади. Пожертвование, сделанное таким людям, создаст такую же карму, и вам придется испытать ее эффект, поскольку пожертвование имеет соответствующую кармическую реакцию. С другой стороны, пожертвование, сделанное людям, которые имеют правильные взгляды, правильную речь, ведут праведную жизнь, имеют правильную цель в жизни, совершают правильные усилия, правильную фиксацию памяти и входят в правильное Самади, позволит вам последовать тому же пути. В чем же проявляется различие между первым и вторым видом пожертвований?
Мы непременно умрем, любая живая душа, как вам известно, будь то император, премьер-министр, президент компании Мицубиси, известный бейсболист, знаменитый киноактер, - любой непременно умрет. Происходит это потому, что Три Гуны - Тамас, Раджас и Саттва изменяются. Они всего лишь украшения и обречены на изменения, старение и разложение. Это состояние разложения называется смертью. И то, как вы относитесь к смерти, сможете ли вы достичь состояния Абсолюта, пройдя путь: до рождения - рождение - смерть - после смерти, - это и определит, являетесь ли вы душой, следующей Святому Восьмеричному Пути.
Японский буддизм Махаяны можно охарактеризовать, приводя следующие примеры: “Я был болен, молился и вылечился. Хорошо!”, “Я молился и поступил в университет. Хорошо!”, - или: “Я молился и разбогател.
Хорошо!”. Но все эти вещи относятся к категории непостоянства.
Если кто-то богат, и в момент смерти он будет захвачен этой привязанностью, то он будет страдать. Если у кого-то много любимых женщин, и он привязан к ним, то ему придется страдать в момент смерти. Если у кого-то красивая жена, и он привязан к ней, то когда он будет умирать, или же если у нее появится любовник, этот человек будет страдать. Если кто-то добивается высокого положения, пользуется властью и всю жизнь живет “как хочет”, то смерть, отрывающая его от власти, принесет ему огромные страдания.
Следует подумать, является ли учение, которое позволяет нам увеличить власть или позволяет жить, пользуясь популярностью у лиц противоположного пола, или позволяет стать очень богатым, но которое не в состоянии ответить, почему существуют печаль и страдания, действительно верным, если мы будем следовать ему в течение нашей жизни.

Формирование насыщенных Пяти Накоплений Привязанностей

Формирование всего, другими словами, наших Пяти Накоплений Привязанностей: Формы-Внешности, Ощущения, Представления, Сформированного Опыта и Различения подобно долгам. Почему это так? Большинство людей, завершив эту жизнь, неизбежно родятся в трех скверных мирах. Это означает, что плохая карма речи, тела и ума, которую мы накапливаем в этой жизни, приведет к этим трем скверным мирам, другими словами, мы использовали все наш сбережения и живем, постепенно все больше и больше влезая в долги.
Чтобы очистить эти Пять Накоплений Привязанностей, мы должны стараться не тратить наши Заслуги, а накапливать их как можно больше в нашей повседневной жизни. Мы должны также твердо помнить о трех условиях, которые я упоминал: Принцип, Закон и Формула, или Абидамма, Сутра и Виная, и обращать внимание на то, какой путь выбрать, чтобы стать счастливым, обращать внимание на то, что может сделать нас несчастным, привести к Абсолютному Счастью. И раз осознав, что мы должны делать, мы должны помнить об этом и практиковать это в своей повседневной жизни. Иначе счастье в подлинном смысле этого слова покинет нас навсегда.
Это можно сравнить с человеком, который мог занять денег на сумму сто миллионов йен. Он постоянно занимал деньги до тех пор, пока не занял все, что мог, и когда он осознал это, у него был долг в сто миллионов йен. Теперь кредиторы - единственные его гости. Ему не на что есть, ему не на что жить. Его ждут только страдания в подлинном смысле этого слова. Это состояние, называемое в буддизме “три скверных мира”: Ад, Мир Животных и Мир Голодных Духов.
Вот другой человек. Заняв десять миллионов йен, он занял еще десять миллионов йен и начал дело, использовав их как первоначальный капитал. Он усердно работал и выплатил все свои долги. И когда его долги стали равны нулю, он не стал занимать деньги еще раз, а стал понемногу откладывать их. В конце концов, он смог жить, получая проценты со своих сбережений. Вот путь мудрых людей, истинных святых, другими словами, правильный способ жизни. Вообще-то я все время говорю об этом последние два-три года. В писаниях Будды Сакьямуни Учение преподносится точно так же. Я надеюсь, что смогу познакомить вас с ним в следующих выпусках “Махаяны”.

Дорога на Небеса - Высокий интеллект и сверхъестественные силы

Человек умрет, непременно умрет, обязательно умрет. Смерть неизбежна. Вы должны осознать, что единственный путь преодоления смерти - это создание Пяти Накоплений Привязанностей, которые превосходят уровень человека.
Когда ваши родственники умирают, например, в состоянии старческого слабоумия, могут ли они переродиться на Небесах? Конечно, нет, потому что на Небесах перерождаются существа обладающие мистическими силами и сверхчеловеческими способностями. Другими словами, старческое слабоумие является признаком того, что человек переродится в Мире Животных. А что будет с больным раком, который умирает, говоря: “Есть хочется, есть хочется”. Я думаю, что вы уже поняли - это признак того, что он перевоплотится в Мире Голодных Духов. Для этого человека условия перевоплощения в Мире Голодных Духов не исчезнут до тех пор, пока он не перестанет испытывать зависимость от пищи. Тогда что будет с существом, которое умирает, испытывая страдания и боль во всем теле? В этом случае оно умирает, имея условия для перерождения в Аду, и, естественно, попадет в Мир Ада. Если взглянуть в этом свете на смерть современных людей и спросить, есть ли кто-нибудь, кто перевоплотился в трех высших мирах Мира Страстей: в Мире Людей, Асуров и на Небесах, то я должен сказать, что таких практически нет.
Я еще хочу кое-что сказать вам о карме. Несколько лет назад я прочитал в газете о людях, умирающих в Африке от голода. Среди них был человек, который всю получаемую им пищу отдавал своему ребенку и умер с улыбкой на лице, удовлетворенный тем, что у ребенка была еда. Этот человек, наиболее вероятно, перевоплотится в следующей жизни как человек потому, что он уничтожил карму Мира Голодных Духов. Он предпочитал отдавать пищу своему ребенку, нежели есть самому, и умер, смотря на него с улыбкой. Другими словами, он умер в состоянии, при котором привязанность к ребенку преобладала, и в этом же состоянии он и переродится. Я хочу закончить эту лекцию молитвой, пусть до того, как вы умрете, поднимется ваш духовный уровень, разовьется интеллект, появятся мистические силы, и пусть вы перевоплотитесь в Небесах Вырожденного Сознания или на Не6есах Игривого Вырождения!

8 декабря 1990 года в филиале в Киото.

Следуюшая

Предыдушая

На главную страницу


Hosted by uCoz